Change background image

Златоустовская сталь

Тема в разделе "Золото, ювелиры, нумизматика", создана пользователем Vic, 21 янв 2016.

  1. TopicStarter Overlay

    Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Ножи из дамасской стали
    Павел Петрович Аносов (1799-1851) родился в Петербурге в семье мелкого чиновника горного департамента (в настоящее время дата рождения П. П. Аносова уточняется). В 1810 году по ходатайству деда Льва Собакина, механика Камско-Воткинских заводов, был определен в Петербургский горный кадетский корпус, который был тогда единственным высшим учебным заведением, готовившим специалистов горного дела. Павел Аносов окончил его в 1817 году с Большой золотой медалью. В конце этого же года молодой шихтмейстер прибыл на Златоустовские заводы в качестве практиканта. Вряд ли он знал тогда, что пройдет путь от практиканта до горного начальника Златоустовских заводов-и директора оружейной фабрики, что здесь, в Златоусте, он создаст свою теорию производства литой стали и овладеет вековой тайной получения булата. Начал^ же он с того, что в 1819 году представил дипломную работу «Систематическое описание горного и заводского производства Златоустовского завода».
    В то время Златоустовский завод, хотя и имел уже устаревшее оборудование, но являлся металлургическим предприятием с полным циклом. Чугун выплавляли в доменной печи с двумя горнами, воздух в которые подавался цилиндрическими мехами, приводящимися в действие водяными колесами. Кроме передела на железо и сталь, чугун использовали для литья как в песчаные или глиняные формы, так и в металлические. Отливали кричные молоты, наковальни, колеса, ядра, бомбы, а также гири, горшки, сковородки и другую хозяйственную утварь. В те годы говорили, что «вся Россия печет блины на уральских чугунах» (сковородах).
    Для переработки чугуна в кричное железо и «уклад» (сырцовую сталь) на заводе действовали две кричные фабрики с 12 горнами. Каждый горн имел свой особый крич
    ный молот, приводимый в действие водяным колесом. Для изготовления сортового железа работала специальная передельная фабрика с прокатными и резными станами для получения мерной полосы. Сравнительно небольшое количество стали, шедшее на инструменты и холодное оружие, готовилось из «уклада», который подвергали цементации (науглероживанию). Процесс цементации железа производился в специальных томильных печах при температуре около IOOO0C и длился 7 — 8 суток. Завод изготовлял 11 сортов железа и стали.
    Оружейная фабрика, работающая на заводе, славилась уже не только в России, но и далеко за ее пределами. Златоустовские мастера изготовляли холодное оружие высокого качества: шашки, сабли, палаши, саперные и охотничьи ножи. Эти изделия успешно конкурировали с европейскими образцами.
    В то же время инструментальная сталь по своему качеству уступала английской. Это главным образом объясняется тем, что, когда Аносов приехал на Златоустовский завод, там литой стали еще не изготовляли.
    Секрет получения литой стали в России первой четверти XIX века являлся достоянием отдельных мастеров. Серьезных успехов в этом деле, как уже было отмечено, добился С. И. Бадаев (Камско-Воткинскюй завод). Он сконструировал специальную печь, имеющую два отделения — цементационное и тигельное. Кричное полосовое железо подвергалось цементации и после этого расплавлялось в тиглях. Затем производилась вторичная цементация полученной стали при помощи карбюризатора, состоящего из различных сортОб угля, перемешанного с белой глиной, мелом и минеральными добавками. «Энциклопедический лексикон» Плюшара за 1835 гоД об инструментальной бадаевской стали говорил, что она лучше знаменитой «гунцмановской» (английской).
    Литую цементованную сталь высокого качества получал также Нижегородский заводчик Полюхов. По заключению монетного двора сталь Полюхова «...оказалась на дело инструмента годная и прочную сыпь имеет мелкую и ровную». Оригинальный способ производства литой стали разработал управитель Велетминского завода Пономарев. Тигельные процессы производства стали появлялись на Верхне-Исетском, Невьянском, Каслинском и других заводах. Этому способствовало распространение отражательных (пламенных) печей, в которые помещали тигли со сплавляемыми материалами. Путем сжигания дров, а потом кокса в струе подогретого воздуха в таких печах удавалось получать температуру до 1500°С.
    Однако, как и все новое, литая сталь часто встречала недоверие со стороны многих металлургов. Объяснялось это тем, что способы ее выплавки и разливки были недостаточно совершенны, и иногда металл получался либо низкого качества, либо очень высокой стоимости. Так, например, мастер из Золингена Петр Каймер пытался ввести на Златоустовском заводе литую сталь. Он обставлял свою работу большой таинственностью, к плавкам готовился долго и за два года работы выдал всего 9 пудов относительно годной стали. А обошлась его сталь в 10—15 раз дороже цементованной. По этим и другим причинам государственный департамент часто отказывался выдавать привилегии на способы производства тигельного металла. Между тем многие поступающие изобретения имели, очевидно, немалую ценность. Это подтверждает недавно установленный факт, что из всех русских архивов бесследно исчезли описания различных приемов получения стали, применявшихся в то время на заводах страны.
    Проанализировав имеющийся опыт различных способов выплавки стали для оружия и инструмента, П. П. Аносов пришел к выводу, что только литая сталь может обладать необходимыми свойствами. «Литая сталь,— писал он,— имеет преимущество перед выварною и цементною из тех же первых материалов, полученных как по равномерному, так и более тесному или химическому соединению частей углерода с железом». Так, П. П. Аносов, исходя из чисто научных соображений, обосновал целесообразность тигельного производства. Предварительные опыты по получению литой стали окончательно убеждают его: только организация тигельного производства коренным образом улучшит качество стального оружия и инструмента на Златоустовском заводе.
    Аносов хорошо себе представлял, что производство литой стали складывается из следующих операций: «Устройство печей, приготовление плавильных горшков, плавка, отливка в формы и ковка». Поэтому он начал с устройства пламенных печей. Им был спроектирован отапливаемый углем горн для печи с подогревом восьми тиглей одновременно и сооружен корпус с восемью такими печами. Печи для выплавки тигельной стали эксплуатировались на Златоустовском заводе до начала XX века, то есть чуть ли не 100 лет!
    Одной из самых трудных задач во времена Аносова являлась организация производства тиглей — «плавиленных горшков», как их называли. Производство глиняных тиглей было хорошо известно, так как они применялись для литья цветных металлов, а позднее — для переплавки чугуна. Мастер Боткийского завода Федор Мезенцев даже придумал ручной винтовой штамп для приготовления «плавиленных горшков». Ho для приготовления литой стали требовались тигли очень высокой огнеупорности. Такие тигли выписывались из-за границы, из города Пассау в Баварии, около которого находились залежи высокоогнеупорной глины. Цена их была очень высокой. Поэтому Аносов пришел к выводу, что «иностранные горшки особенно в столь отдаленном месте, как Златоуст, были бы слишком дороги для стального производства, и, не заменив их своими, успех был бы безнадежен».
    А горшки из челябинской глины как будто и обладали достаточно большой огнеупорностью, но постоянно трескались при высоких температурах. Исследование причин образования трещин показало, что они получались вследствие расширения частиц глины: при высоких температурах одни частицы «давили» на другие. Аносов понял, что трещины в горшках являются результатом большой усадки, которую давала глина при нагревании. Для предупреждения трещин было необходимо добавить к глине «тело, которое бы уменьшило... способность сжимания». Аносов делает анализ заграничной глины и находит * что этим «телом» являлся графит. В пассауских горшках сама природа позаботилась соединить глину с графитом. Итак, для предупреждения трещин тигля в челябинскую глину надо добавить графит. Ho где его взять?
    Один из секретов производства литой стали в Англии состоял в материале, из которого были сделаны «плавиленные горшки». Б. Гентсман удачно выбрал весьма огнеупорный материал для своих тиглей — обожженную смесь графита с огнеупорной глиной...
    Аносов разгадал секрет высокой огнеупорности тиглей, теперь надо было только найти графит. Мощные запасы уральского графита были найдены на берегу и дне озера Большой Еланчик, и Аносов получает тигли необходимой огнеупорности. Эти тигли ока
    зываются более чем в 50 раз дешевле заграничных. Теперь все готово для получения литой стали. Попутно можно делать и карандаши.
    На южном берегу Златоустовского пруда, на склоне горы еще и сегодня видны старые выработки белой глины со следами графита. Это заброшенные разработки, начатые во времена Аносова. Теперь этот участок природного парка является любимым местом отдыха златоустовцев. Местные жители до сих пор называют его «карандаш»... Дело в том, что с октября 1842 года П. П. Аносов организовал на заводе производство карандашей. Графит для карандашей добывали на берегу пруда...
    Карандаш, откуда он взялся, как нашел дорогу к нашим записям и чертежам, рукописям и рисункам, изобретением и открытиям?
    Это случилось очень давно, во второй половине XVI века, в Англии. Неподалеку от городка Борроудейла во время большой грозы было вырвано с корнем огромное дерево. В оставшейся от него воронке обнаружили какое-то черное вещество, напоминающее минерал. Так было найдено первое природное месторождение очень чистого по составу графита.
    Местные пастухи быстро обнаружили «пачкающие» свойства графита и начали его использовать для клеймения своих овец. Нашлись и предприниматели, которые поняли, что на «черном мажущем камне» можно заработать, и вскоре на улицах Лондона начали продавать графитовые палочки. Они пользовались большим спросом у торговцев, потому что ими легко было делать пометки и даже надписи на ящиках и корзинах с товаром.
    В начале XVIII века графитовые палочки стали дефицитом. Дело в том, что английские металлурги начали с успехом использовать графитовые формы для отливки чугунных ядер, и король Георг II конфисковал месторождение графита. В это время драгоценный материал ревностно охраняли. Английский парламент даже принял закон, согласно которому всякий, кто будет уличен в хищении графита на руднике или прилегающих месторождениях, приговаривается к смертной казни через повешение.
     
    Последнее редактирование модератором: 21 янв 2016
  2.  

  3. TopicStarter Overlay

    Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Продолжение
    Для поддержания высокой цены на графит его разрешалось добывать всего несколько месяцев в году.
    Все же графитовые палочки использовались для письма. Ho они имели существенные недостатки: пачкали пальцы и легко ломались. Чтобы этого избежать, графитовые палочки начали обматывать тесьмой. В 1761 году баварский ремесленник Каспар Фабер нашел надежное средство улучшения прочности графита, он предложил перемешивать растертый в порошок графит со смолой, серой и сурьмой. Из получаемой густой массы отливались графитовые стержни. Вскоре их стали вставлять в деревянную оболочку. Так появился карандаш. Фаберовские карандаши широко известны во всех странах до сих пор.
    В конце XVIII — начале XIX столетия месторождения графита были найдены во Франции. Соединенных Штатах Америки и других странах. Был также найден графит и в нашей стране, на Южном Урале. Ho, увы, графит был очень плохого качества. Какую бы присадку к нему ни добавляли, она не позволяла получить достаточно твердый стержень, который бы не ломался при употреблении карандаша. Англия по-прежнему сохраняла монополию на карандашный графит!
    В конце XVIII столетия свершилась Великая французская революция. Монархическая Европа во главе с Англией блокировала революционную Францию, вместе с другими товарами во Францию перестают ввозить
    и карандаши. Конвент поручает химику Николе Жану Конте наладить производство отечественных карандашей.
    Между тем графит, добываемый во Франции, имел самое низкое качество, карандашный стержень из него не получался никакими известными в то время способами. Тогда Н. Конте приходит счастливая мысль добавлять к графиту глину и затем полученную смесь обжигать в печи. Результат превзошел все ожидания - были получены самые прочные в мире графитовые стержни. Кроме того, меняя количество добавляемой глины, можно было получать ряд стержней различной твердости.
    Похожая история организации производства карандашей произошла и в Северной Америке. Война за рынки сбыта между Америкой и Англией в 1812 — 1814 гг. вынудила Соединенные Штаты налаживать собственное производство карандашей. Увы, американский графит был еще хуже французского.
    Выход из создавшегося положения нашел краснодеревщик из города Конкорд (штат Массачусетс) Уильям Монро. Он сконструировал станки, которые позволяли нарезать деревянные рейки одинакового размера от 15 до 18 сантиметров, затем с большой точностью выдалбливать по всей их длине полуцилиндрические желобки. Если после этого склеить одну рейку с другой, то можно получить своеобразную трубочку, в которую удобно помещать графитовый стержень. В этом случае большой прочности от него не требуется. Таким образом, Уильям Монро изобрел современный карандаш.
    Свою историю имеет производство карандашей в надпей стране. Первое время Россия, как и вся Европа, вывозила карандаши сначала из Англии, потом из Германии (фа- беровские карандаши). Когда в 1842 году П. П. Аносов организовал производство карандашей, оказалось, что их качество не хуже, чем у Фабера. Златоустовские карандаши охотно покупали предприятия Урала и даже Санкт-Петербургская рисовальная школа.
    Ho вернемся к литой стали.
    Аносов знал, что в Англии и в других странах Западной Европы литую сталь получали в небольших количествах путем переплавки цементованного (науглероженного) железа. Известный западноевропейский металлург Фабр дю Фор, перевод работы которого был напечатан в «Горном журнале» за 1839 год, рекомендовал для получения литой инструментальной стали «к сырой стали, содержащей мало углерода», прибавлять «3 лота сажи на 5 фунтов стали», а к чистому полосовому железу «прибавлять 1/4 чугуна против веса железа». Аналогичные рецепты предлагали и другие известные металлурги Запада — Р. Мюшетт и Г. Бреан. Таким образом, так же как и в более ранних работах Р.А. Реомюра (1683-1757), Ж.Л.Гей- Люссака (1778-1850) и Ринмана, металлурги Западной Европы считали, что для науглероживания железа необходим его непосредственный контакт с углеродсодержащим материалом. При этом в качестве шихты использовалось железо высокого качества.
    Экспериментально изучив получение стали таким методом, Аносов показывает его большой недостаток. Заключался он в том, что при этом методе не удавалось управлять процессом науглероживания: «Положив угля более, опасаться должно, что она (сталь) выйдет слишком твердою, а положив недостаточно, она будет трудно плавиться, особенно потому, что часть углерода улетучивается».
    После серии опытов он убеждается, что процесс цементации (науглероживания) железа хорошо протекает в газовой среде печной атмосферы. Когда он наполнил тигель железными обсечками без примеси угольно
    го порошка, не покрывая его ни флюсом, ни крышкою, то после расплавления шихты получил чугун. Когда же он накрыл тигель крышкою прежде, чем все железо расплавилось, то получил «удобно ковкий металл литую сталь».
    «Таким образом,— заключает Аносов,— для получения литой стали плавиленный горшок с крышкою есть просто отпираемый ящик. Стоит только знать, когда его открыть и когда закрыть Цементование железа, находящегося в горшке, совершается точно так же, как в ящике с угольным порошком, токмо тем скорее, чем возвышеннее температура». На основании этого открытия автор разрабатывает совершенно новый способ получения литой стали, который заключается «в сплавлении негодных к употреблению железных и стальных обсечков в глиняных горшках, при помощи возвышенной температуры воздушных печей».
    Таким образом, Аносов открыл газовую цементацию и использовал ее для получения литой стали методом «переплава отходов». Разработанный метод газовой цементации был опубликован им в 1837 году, в то время как в Европе первая печатная работа, посвященная этому методу, появилась лишь спустя несколько десятков лет. Ho этого мало. Теперь все знают, что процессы науглероживания и обезуглероживания играют первостепенную роль при производстве стали. П. П. Аносов впервые связывает эти процессы с температурой и привлекает их для предвидения качества получаемой литой стали: получится ли она «мягкая», «средняя» или «твердая». Это и есть начало научного подхода к процессу получения литой стали.
    В 1833 ^оду Аносов провел серию опытов, которыми показал, что вполне возможно получать доброкачественную сталь путем сплавления чугуна и железа с прибавлением флюса и окалины. Это значит, что передел отходов и чугуна в сталь, широко известный теперь под названием скрап-процесса, был открыт Аносовым задолго до мартеновского метода. Совершенно естественно, что когда в середине XIX века Эмиль и Пьер Мартены обратились к русскому правительству с ходатайством о выдаче пятилетней привилегии на производство литой стали в России, им было отказано. Отказ мотивировался тем, что «литая сталь путем сплавления чугуна и железа производилась у нас на Урале в тиглях» (работы Аносова и Обухова).
    Дальнейшее развитие науки позволило более обстоятельно проанализировать особенности предложенной Аносовым технологии тигельной плавки стали. Незначительное развитие при тигельном процессе окислительных реакций и отсутствие твердых восстановителей, таких, как марганец и алюминий, резко снижает степень загрязнения стали неметаллическими включениями, пред- ставляюшими собой оксиды этих элементов. Оксиды в тигельной стали «самовосстанав- ливались» только кремнием, который был в огнеупорном материале тигля. Такой процесс «самораскисления» обеспечивал чистоту стали по неметаллическим включениям, чем и объясняется ее высокое качество.
    В процессе тигельной плавки различают три периода: плавление, кипение и успокоение. В процессе кипения происходит частичное растворение в шлаке глинозема из стенок тигля. Поэтому конечный шлак высокоглиноземистый, содержащий 25 — 30% окиси алюминия. В последнем периоде жидкая сталь «отстаивается» с целью более полного удаления газов и неметаллических включений. В период успокоения происходит также раскисление (удаление кислорода) шлака и стали восстановительной газовой фазой и твердым углеродом из стенок
    тигля. Все это обусловливает получение глиноземистых шлаков, содержащих весьма небольшое количество окислов железа, обеспечивающих удаление кислорода из стали.
    Аносов тщательно разрабатывает технологию производства тигельной стали, придавая большое значение ее разливке. Он создает соразмерные с величиной тигля специальные чугунные формы (изложницы) и применяет их предварительный прогрев и смазку салом: «Каждая форма по граням составлена из двух бокованок, которые скреплялись обручем с клином. Формы предварительно прогреваются так, чтобы в них расплавилось сало, которым оне пред самою отливкою смазываются: отделяющиеся от горения сала газы предохраняют сталь от доступа воздуха».
    Сталь рекомендовалось разливать медленно и так, чтобы струя не касалась боков формы. Эти рекомендации актуальны и сегодня.
    Будучи внимательным наблюдателем, П. П. Аносов замечает, что по цвету струи стали, форме отделяющихся от нее искр и поведению металла в изложнице можно безошибочно определять содержание углерода в стали. «...Мягкая сталь при застывании увеличивается в объеме или вспучивается; средняя остается в том же положении, как вылита, а крепкая уменьшается в объеме».
    Благодаря тому, что П. П. Аносов исключил процесс предварительной цементации, а получил инструментальную сталь непосредственно переплавом шихты в тигле, ему удалось добиться значительной для того времени производительности и резко снизить стоимость литой стали.
    Литая сталь, выплавленная по способу Аносова, имела высокие механические и технологические свойства, и это позволило Златоустовскому заводу отказаться от дорогостоящей английской стали, используемой для изготовления наиболее ответственных изделий. Если в 1830 году на заводе по этому способу было выплавлено 1660 пудов, то в 1836-м завод уже выплавлял 4600 пудов тигельной стали, в том числе впервые в истории артиллерии была отлита стальная 35- пудовая пушка. В этом же году П. П. Аносов получил привилегию на изобретение литой стали, а в 1837 году в «Горном журнале» была опубликована его работа «О приготовлении литой стали». Секрета производства литой тигельной инструментальной стали больше не существовало, но существовал еще главный секрет, который мечтал раскрыть уральский металлург, — секрет получения булата.

    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !

     
  4. TopicStarter Overlay

    Vic Легендарный Почетный форумчанин

    [​IMG]
    Технические характеристики катаны:
    Длина изделия 1010-1020 мм
    Длина клинка 705-710 мм
    Ширина клинка 33±36 мм
    Толщина клинка 6-7 мм
    Комплектация поставки:
    Катана.
    Коробка.
    Паспорт изделия .
    Сертификат производителя и информационный лист с отметкой МВД.
    Бухгалтерские документы.
    Катана соответствует требованиям и нормам ГОСТ Р 51715-2001 "Декоративные и сувенирные изделия, сходные по внешнему строению с холодным или метательным оружием. Общие технические требования" и является сувенирным изделием.
    Не требует разрешения на приобретение.
     
  5. TopicStarter Overlay

    Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Технические характеристики меча:
    Длина изделия 660-680 мм
    Длина клинка 501-510 мм
    Ширина клинка 57±63 мм
    Толщина клинка 6-8 мм
    Комплектация поставки:
    Меч.
    Коробка
    Паспорт изделия
    Сертификат производителя и информационный лист с отметкой МВД
    Бухгалтерские документы
    Меч соответствует требованиям и нормам ГОСТ Р 51715-2001 "Декоративные и сувенирные изделия, сходные по внешнему строению с холодным или метательным оружием. Общие технические требования" и является сувенирным изделием.
    Не требует разрешения на приобретение.
    [​IMG]
     
  6. TopicStarter Overlay

    Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Шашка донская
    Технические характеристики шашки:
    Длина изделия 915-935 мм
    Длина клинка 775-785 мм
    Ширина клинка 29±35 мм
    Толщина клинка 5-7 мм
    Комплектация поставки:
    Шашка.
    Коробка.
    Паспорт изделия .
    Сертификат производителя и информационный лист с отметкой МВД.
    Бухгалтерские документы.
    Шашка соответствует требованиям и нормам ГОСТ Р 51715-2001 "Декоративные и сувенирные изделия, сходные по внешнему строению с холодным или метательным оружием. Общие технические требования" и является сувенирным изделием.
    Не требует разрешения на приобретение.
    [​IMG]
     
  7. TopicStarter Overlay

    Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Нож Волк
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]
     
  8. TopicStarter Overlay

    Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Нож Н2
    [​IMG] [​IMG]
    [​IMG]
     
  9. TopicStarter Overlay

    Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Клыч Казачий Честь Отчизны - Моя честь
    Технические характеристики шашки:
    Длина изделия 915-935 мм
    Длина клинка 775-785 мм
    Ширина клинка 29±35 мм
    Толщина клинка 5-7 мм
    Комплектация поставки:
    Шашка.
    Коробка.
    Паспорт изделия .
    Сертификат производителя и информационный лист с отметкой МВД.
    Бухгалтерские документы.
    Шашка соответствует требованиям и нормам ГОСТ Р 51715-2001 "Декоративные и сувенирные изделия, сходные по внешнему строению с холодным или метательным оружием. Общие технические требования" и является сувенирным изделием.
    Не требует разрешения на приобретение.
    [​IMG] [​IMG]
     
  10. TopicStarter Overlay

    Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Шашка Атаманская
    Представленный экземпляр выполнен в традиционном стиле златоустовской гравюры на металле.
    Украшение изделия требует строгого соблюдения технологии: рисовка кистью, гравировка иглой по лаку, гравировка резцом, никелирование, золочение.
    Ножны шашки комбинированные: обтянуты натуральной кожей с латунным устьем, обоймицей и наконечником, которые украшены позолоченым орнаментом.
    Рукоять выточена из натурального дерева и покрыта защитным лаком. Украшена латунными вставками с позолоченным рисунком.
    Сталь клинка 65Г-Х12МФ1 (контрастный дамаск)
    Код: 345.21
    Технические характеристики шашки:
    Длина изделия 915-935 мм
    Длина клинка 775-785 мм
    Ширина клинка 29±35 мм
    Толщина клинка 5-7 мм
    Комплектация поставки:
    Шашка.
    Коробка.
    Паспорт изделия .
    Сертификат производителя и информационный лист с отметкой МВД.
    Бухгалтерские документы.
    Шашка соответствует требованиям и нормам ГОСТ Р 51715-2001 "Декоративные и сувенирные изделия, сходные по внешнему строению с холодным или метательным оружием. Общие технические требования" и является сувенирным изделием.
    Не требует разрешения на приобретение.
    [​IMG] [​IMG]
     
  11. TopicStarter Overlay

    Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Большой Олений нож
    Длина изделия 540-560 мм
    Длина клинка 355-365 мм
    Ширина клинка 24±28 мм
    Толщина клинка 5-7 мм
    Комплектация поставки:
    Бебут большой.
    Коробка.
    Паспорт изделия .
    Сертификат производителя и информационный лист с отметкой МВД.
    Бухгалтерские документы.
    Бебут большой соответствует требованиям и нормам ГОСТ Р 51715-2001 "Декоративные и сувенирные изделия, сходные по внешнему строению с холодным или метательным оружием. Общие технические требования" и является сувенирным изделием.
    Не требует разрешения на приобретение.
    [​IMG] [​IMG]
     
  12. TopicStarter Overlay

    Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Кортик адмиральский
    Сталь: ЭИ-107 40Х10С2М
    Твердость: 58-62 HRC
    Драгоценные металлы: никель - 20 мкм, золото - (999) 0,9 мкм
    Описание изделия
    Кортик адмиральский выполнен с нанесением художественной гравюры. Ручная гравировка, золочение, никелирование, чернение. Ножны и рукоять цельнометаллические.
    [​IMG] [​IMG] [​IMG] [​IMG]
     
  13. TopicStarter Overlay

    Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Нож Н2 дамасская сталь
    Размеры, мм: 286 / 176 / 40 / 4
    Сталь: дамасская сталь У10А-7ХНМ
    Твердость: 58-62 HRC
    Рукоять: орех мореный
    Гарда, тыльник: латунь в золоте
    [​IMG] [​IMG]
     

Поделиться этой страницей