Change background image

Трагедия для российской оборонки

Тема в разделе "Форум о вооружениях и армиях", создана пользователем GSM, 11 янв 2016.

  1. TopicStarter Overlay

    GSM Прославленный Почетный форумчанин

    Санкции Запада и Украины творят чудеса с российским ВПК, не специалист, кто знает вопрос может что-то прокомментировать?
    Для российских вооруженных сил и оборонной промышленности разрыв связей с Украиной и санкции западных стран оказались трагедией.

    Призывы к полному переходу на отечественные материалы и комплектующие при производстве военной продукции доносятся из Кремля ещё с ельцинских времён. Но особо остро проблема встала после операции российских войск в Крыму. Не случайно повестку встречи Владимира Путина 10 апреля 2014 года с директорами ведущих предприятий российского военно-промышленного комплекса так прямо и обозначили: «совещание по вопросу импортозамещения в связи с угрозой прекращения поставок с Украины продукции для ряда отраслей российской промышленности». При этом сам глава государства поначалу держался оптимистично. Не получив ещё ответа на свои вопросы - на каких отечественных предприятиях можно будет развернуть собственное производство и во сколько всё это обойдется, - Путин сказал, что у него «нет сомнений в том, что мы это сделаем» и что всё это «пойдёт на пользу российской промышленности и экономике: будем вкладывать средства в развитие собственного производства».

    По всей видимости, эта уверенность основывалась на заверениях министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, который за день до того на совещании Путина с членами правительства доложил, что в его ведомстве уже «провели достаточно глубокий анализ» и «пришли к выводу, что серьёзной зависимости у нашей страны по поставкам товаров с Украины нет».

    Но по мере осознания всей глубины и тяжести проблемы заметно менялась и тональность речей первого лица государства. И уже в апреле 2015 года на заседании Военно-промышленной комиссии Владимир Путин признал, что «замещение импортных поставок в оборонной промышленности - это серьёзный вызов».

    Постепенно стали появляться и реальные данные о масштабах проблемы. Так, в одной из речей вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что узлы и комплектующие из стран НАТО и ЕС применяются в 640 образцах российской военной техники, в основном, в радиоэлектронике и оптике. Из них «571 образец мы должны будем заместить к 2018 году».

    Заместитель министра обороны Юрий Борисов, отвечающий за военно-техническое обеспечение Вооружённых сил, 16 июля 2015 года в докладе Владимиру Путину привёл несколько иные цифры. По его словам, к 2025 году «спланировано к импортозамещению 826 образцов вооружений и военной техники». Другие источники дополняют, что замещение комплектующих только лишь из стран НАТО и ЕС должно коснуться не менее 800 образцов вооружения и спецтехники. А всего же речь идёт не менее, чем «о десятке тысяч конкретных изделий». При этом импортозамещение по полному циклу по комплектующим изделиям из стран НАТО и ЕС выполнено за год после постановки этой задачи лишь в семи образцах из 127 запланированных.

    Россия без Украины: Титан без титана

    Самой острой и даже критичной оказалась зависимость российского ВПК от украинских предприятий в сферах ракетно-космической, авиационной и кораблестроительной. Мне приходилось в деталях разбирать этот вопрос («На украинской ракетной «игле», «Российским вертолётам без Украины никак», «Севастополь - российский, «Варяг» - китайский», «Развод по-военному»).

    Напомню, что «украинское происхождение» имеет ракетный комплекс РС-20 (Р-36М, он же по натовской классификации SS-18 «Сатана»), разработанный в днепропетровском КБ «Южное» и производившийся в том же Днепропетровске - на «Южмаше». Системы управления к нему разработаны на харьковском НПО «Электроприбор» (ныне ПАО «Хартрон»). Тот же «Хартрон» - разработчик и поставщик систем управления межконтинентальной баллистической ракеты УР-100Н и её же шахтной установки, систем управления космических ракет «Энергия», «Днепр», «Стрела», «Рокот, «Циклон», «Циклон-4», разгонного блока «Бриз-КМ», целого ряда других космических аппаратов и спутников.

    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !

    «Зенит» для российской космической отрасли вообще производил лишь «Южмаш». Еще в этот «ракетный список» можно добавить, что система прицеливания для ракетного стратегического комплекса «Тополь-М» разработана на киевском заводе «Арсенал».

    Российские военные судостроители оказались в поистине критической зависимости от николаевского научно-производственного комплекса газотурбостроения «Зоря» - «Машпроект»: это один из трех мировых монополистов по производству корабельных газотурбинных двигателей, в первую очередь, для военных кораблей. Именно под николаевские газотурбинные движки было спроектировано несколько серий советских боевых кораблей (например, большие противолодочные корабли проектов 61, 1135 и 1135М, 1134-Б, 1155 и 1155.1, ракетные крейсера проекта 1164, эсминцы проектов 956, сторожевики проектов 11540, 11661), многие из которых и поныне находятся в составе флота. Под ГТД производства «Зоря» - «Машпроект» были спроектированы и серии кораблей уже для российского ВМФ: сторожевики проекта 11356, фрегаты проекта 22350. Под них же первоначально спроектированы и перспективные многоцелевые эсминцы проекта 21956. В авиационной сфере основной головной болью российского ВПК также были украинские движки - вертолётные двигатели ТВ3-117, ВК-2500 и Д-136 различных модификаций, которыми оснащаются боевые, военно-транспортные, транспортные и гражданские вертолёты Ми-8/Ми-14/Ми-17/Ми-171, Ми-24/Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-50/Ка-52, Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32. Основной их производитель - запорожский концерн «Мотор Сич». Помимо этого, именно всё тот же «Мотор Сич» производит двигатели для целой когорты самолётов, состоящих на вооружении российских ВВС: самолетов радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы Ил-18/Ил-20, противолодочных Ил-38, военно-транспортных Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124, самолетов-амфибий Бе-200 и Бе-12, самолета аэрофоторазведки Ан-30.

    Также двигателями от «Моторч Сич» оснащены «летающие парты» российских ВВС: старая - учебно-тренировочный самолёт ещё чехословацкого производства L-39 Albatros, и Як-130, который должен заменить «Альбатрос». А если ещё учесть гражданские «борты», в этот список добавятся Ан-74, Ан-140, Ан-148, Як-40 и Як-42.

    Это - не считая такой «мелочи», что именно «Мотор Сич» - основной производитель разного рода авиационных вспомогательных двигателей: для подачи воздуха, питания электроэнергией бортовой сети, обогрева салонов, запуска основных двигателей. Не всё так просто оказалось и в сфере авиационных вооружений: именно киевский завод «Арсенал» производил инфракрасные (тепловые) головки самонаведения (ГСН) для российских ракет ближнего боя класса «воздух-воздух» Р-73, которые являются штатным боеприпасом основных российских боевых самолётов: МиГ-29, Су-27, МиГ-31, Су-30, Су-34, Су-25 и др.

    В уже упомянутом выше докладе Юрий Борисов сообщил, что за первое полугодие 2015 года было замещено комплектующих изделий украинского производства в 57 образцах из 102 запланированных. Всего же, по словам вице-премьера и председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Дмитрия Рогозина, предстоит заместить 186 образцов вооружения и спецтехники из Украины, а это около 1 тысячи различных позиций. Самыми сложными для замещения, по его словам, являются «газогенераторы, силовые машины для ряда кораблей, а также авиационные двигатели для вертолетов и самолетов».

    Проблемы из-за прекращения поставок украинских комплектующих начались практически сразу. Некоторые из них на слуху. Так, уже в марте 2014 года киевский «Арсенал» прекратил поставки в Россию ГСМ для ракет Р-73 и к началу 2015 года их запасы у производителя, по данным СМИ, были практически исчерпаны. В марте 2015 года был сорван намеченный запуск с космодрома Плесецк ракеты-носителя «Рокот» с тремя спутниками «Гонец-М» системы связи «Гонец». Формально запуск отменили по «техническим причинам», но в прессу тогда просочились данные, что проблема возникла из-за запрета украинских властей на поставки комплектующих для «Бриз-КМ» - разгонного блока ракетоносителя: системы управления этим блоком производит харьковский «Хартрон». Более того, поскольку заменить украинские комплектующие нечем, Россия вообще может отказаться и от самой ракеты «Рокот», хотя эти ракеты относительно дёшевы и считаются надёжными.

    Проблемы из-за комплектующих украинского производства возникли и при производстве торпед. Завод «Дагдизель», один из ведущих производителей торпед для подводных лодок, даже оказался на грани банкротства именно из-за потери кооперации с украинской промышленностью. В феврале 2015 года вице-премьер Дмитрий Рогозинпотребовал от руководства завода до конца года устранить отставание в поставках комплектующих для торпед, возникшее как раз из-за разрыва связей с Украиной. Приказать, конечно, легко, но пресловутые комплектующие, блок приборов управления (БПУ), производит НПО «Киевский завод автоматики им. Г.И. Петровского», и его просто так, по приказу, не заменишь. Кстати, задачу замены украинских БПУ российскими ставили ещё в начале 2000-х годов перед старейшим отечественным разработчиком морских вооружений ЦНИИ «Гидроприбор» (ныне это ОАО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор»). Но сейчас вдруг выяснилось, что задача так и не решена.

    Если же зайти на сайт Киевского завода автоматики, то можно узнать, что он производил много чего важного для российских систем морского вооружения. Например, комплекс аппаратуры управления К-10 «Шквал», по всей видимости, для одноимённой «скоростной подводной кавитирующей ракеты». Там же делают комплексы аппаратуры управления и приборы курса для целого ряда торпед - противолодочных, противокорабельных и универсальных, автопилоты для авиационных противолодочных ракет, рулевые машинки (тоже для торпед).

    Но, едва ли не самое «пикантное», что Россия полностью зависима от Украины по ...титану. Все 100% титановой руды Россия получает именно из Украины! Это очень странно: на территории России имеются огромные месторождения титана, но, как оказалось, они не разрабатываются, да и вообще, как сообщают специализированные источники и издания, «в настоящее время в России полностью отсутствует собственная эксплуатируемая сырьевая база титанового сырья. Все действующие сырьевые объекты бывшего СССР остались на Украине».


    Продолжение

    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !

     
  2.  

  3. Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Очередной фейк от ГСМ-а... Хотя бы это:

    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !


    Ты бы ГСМ хотя бы изучил вопрос, потом бы позорился:D:D:D
     
    BRIAN и pamir нравится это.
  4. TopicStarter Overlay

    GSM Прославленный Почетный форумчанин

    :D очередная глупость от тебя. Ты знаешь разницу производство титана и добыча сырья для производства титана?
    Ты прочитай о чем написано, речь не о издельях из титана, а о сырье для производства титана
    В РФ в 2013 году планировали, только планировали открыть первое разрабатываемое месторождение титана

    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !

     
  5. Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Учи матчасть, и хватит передергивать информацию в свою пользу)))))

    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !

     
  6. TopicStarter Overlay

    GSM Прославленный Почетный форумчанин

    Учи, рад что ты уже знаешь разницу между добычей сырья и производство титана
     
  7. Vic Легендарный Почетный форумчанин

    По объему разведанных запасов титана Россия занимает второе (после Китая) место в мире.

    [​IMG]
     
  8. Dmtr Легендарный Почетный форумчанин

    Процесс импортозамещения идет непросто, но идет и ситуация постепенно меняется.
    Хотя - да - на это нужны годы!
     
    BRIAN и Vic нравится это.
  9. TopicStarter Overlay

    GSM Прославленный Почетный форумчанин

    Рад, ты уже будешь знать разницу, между добычей сырья, производства титана и что есть разведанные запасы
     
  10. Михайло Генерал-ефрейтор Почетный форумчанин

    Ну так кроме Украины уже разработанные месторождения в Шри-ланке, Австралии. Найдём где купить. Вы найдите куда продать! Производителей металла из руды единицы.
     
    GSM нравится это.
  11. TopicStarter Overlay

    GSM Прославленный Почетный форумчанин

    Я не специалист, с титаном оказалось правда, добывается сырье в Украине, потом из сырья делают титан в РФ, с остальным в статье, все верно? или нет?
     
  12. TopicStarter Overlay

    GSM Прославленный Почетный форумчанин

    Даже не знал, титан для боинга производился из украинского сырья
     
  13. Vic Легендарный Почетный форумчанин

    Да радуйся, сколько хочешь, хотя я уверен, что зубами скрипишь. Нет у нас проблем ни с титаном, ни с изделиями из него. И гугл тебе в помощь, пошукай, о поставках титановой продукции из России "Боингу" и "Аэрбасу" о подобных поставках извна Украины я что то не слышал.
     
    BRIAN нравится это.

Поделиться этой страницей