Change background image

Современная украинская мифология: Киевская Русь

Тема в разделе "Политический форум", создана пользователем D. Kruz, 11 фев 2016.

  1. TopicStarter Overlay

    D. Kruz Прославленный

    Продолжаем цикл "Современная украинская мифология" и сегодня я потопчусь кровавым имперским сапогом по еще одной святыне потомков протоукров-морекопателей - Киевской Руси.
    Итак, в начале прошлого года украинский президент Пётр Порошенко назвал киевского князя Владимира Великого создателем «средневекового европейского государства Руси-Украины». Был даже подписан Указ о чествовании памяти князя, 1000-летие со дня смерти которого отмечалось в 2015 году. Цель проводимых праздничных мероприятий, как говорится в тексте документа, «сохранение и утверждение традиций украинской государственности, напоминание о роли исторического наследия Руси-Украины в их становлении, признание важности принятия христианства для развития украинского общества как неотъемлемой части европейской цивилизации»...
    Что ж, у меня таки есть, что сказать.
    Во-первых, исторически такого государства как «Киевская Русь» не существовало. Это государство называлось Русь. Вот просто Русь и все. А понятие «Киевская Русь» придумали советские учёные в 30-е годы прошлого века. Так было проще и понятнее: называть древнерусское государственное образование определенного периода применительно к главному городу.
    Во-вторых, Русь никогда не именовалась Украиной (то есть окраиной) – этот термин по отношению к любым пограничным землям появился в документах Московского царства и Польского королевства не ранее XVI столетия. А сам миф о «Руси-Украине» появился на заре века XX-го, и вышел он из-под пера свидомитского историка Грушевского.
    Русское государство, согласно летописным сведениям, возникло в конце IX столетия, после того как племена, которые жили вокруг Новгорода Великого, призвали на княжение вождей северо-западных славян (по версии норманистов - викингов) Рюрика, Синеуса и Трувора. Сделано это было не случайно – сторонние правители стояли как бы над интересами отдельных племён и потому могли выполнять объединительную функцию. Такое, надо сказать, в Европе в те времена практиковалось довольно часто.
    И нынешний народ Украины не имеет отношения к Древней Руси – ни в духовном, ни в культурно-историческом, ни даже в этническом плане...
    При заключении договора с Рюриком участвовали как славянские племена (словене и кривичи), так и финские народности (чудь и меря). Так что Древнерусское государство изначально создавалось как славяно-финно-угорское. А первой русской столицей был Новгород Великий. Русью же государство прозвали по названию племени, к которому принадлежали Рюрик и его сподвижники – в византийских летописных источниках их именовали именно русами.
    Киев же в те времена был мелким славянским городом, подчинённым Хазарскому каганату и именовавшийся по-хазарски Манкерман. Однако Манкерман-Киев контролировал важный торговый путь «из варяг в греки», то есть из Северной Европы в Византийскую империю. Поэтому новгородские князья поставили себе задачу взять этот путь под свою руку.
    Приблизительно в 882 году, новгородские дружины, ведомые воеводой Олегом и сыном Рюрика княжичем Игорем, захватили Манкерман-Киев и истребили поголовно всю местную знать, сотрудничавшую с хазарами. Так что элита Древней Руси, выходцы из северо-восточных и северо-западных славянских земель, с самого начала была чужда местному населению...
    Киев, хоть и был провозглашён столицей нового государства, однако сами князья не очень любили этот город и старались перенести столицу южнее, ближе к Византии, бывшей тогда одним из центров мировой цивилизации. Отсюда и многочисленные походы русов на Константинополь, отсюда и стремление сына Игоря, князя Святослава, перенести столицу из Киева на Дунай, в городок Переяславль.
    И хотя из завоевательных походов ничего не вышло, сын Святослава Владимир Великий принял от Византии православную веру и соответствующую культуру. Только тогда князья стали по-настоящему обустраивать Киев. А вот второй столицей по-прежнему считался Новгород, который очень неохотно признавал южное первенство. Не зря каждый наследник престола начинал своё княжение именно в этом городе...
    Однако единство Древней Руси продолжалось очень недолго – не более одного столетия. Племенные князья, которые правили в Полоцке, в Смоленске, в Чернигове, в Рязани, всё более и более показывали своё стремление к независимости. Первым от Киева обособилось Полоцкое княжество (нынешняя Белоруссия), а затем процесс распада принял просто обвальный характер. Уже на Любечском съезде племенных князей, состоявшемся в 1097 году, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою».
    Кроме того, значение Киева стало неуклонно падать. Византия, теснимая арабами-мусульманами с одной стороны и европейскими крестоносцами с другой, к тому времени стала политически и экономически угасать. Путь «из варяг и греки» становился убыточным. А тут ещё одна напасть — из степей Дикого поля (земли между Днепром и Волгой) всё чаще и чаще совершали грабительские походы обитавшие здесь кочевники – хазары, печенеги, половцы, а затем и татары. Это вызвало мощный отток славянского населения с берегов Днепра в северо-восточные земли Руси.
    А в самом начале XII века великий киевский князь Юрий Долгорукий перенёс свою резиденцию в Суздаль, а его потомки – во Владимир. Именно Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим после распада Древнерусского государства. Именно здесь и стало формироваться ядро будущей России.
    Надо сказать, что сюда перебралась не только политическая элита Древней Руси, но и высшая церковная власть. В 1299 году сюда перенёс свою резиденцию киевский митрополит, тогдашний глава Русской Православной Церкви. Это был чрезвычайно важный момент! Ведь Церковь по тем временам была не просто средоточием религиозной жизни, но и вообще центром духовной культуры, где создавались летописные своды, где формировалась государственная идеология.
    Поэтому не удивительно, что именно Россия со временем стала настоящим правопреемником Древней Руси. Ибо только здесь сохранились древние летописи, только здесь сохранилась древняя династия Рюриковичей, правившая Русью вплоть до начала XVII века.
    Это имеет логичное объяснение. Киев был во многом пограничным городом между Русью и степью, поэтому руководящие и военные кадры приходилось черпать главным образом на севере. Кроме того, в 1240 году Киев, вместе со всем окрестным населением, был полностью уничтожен золотоордынцами! Народ, который впоследствии стал именоваться украинским, появился здесь гораздо позже и уже не имел никакого отношения к Древнерусскому государству...
    Многие исследователи уже давно обратили внимание на особый внешний вид коренного украинского населения. Особенно на такие детали национальной одежды, как турецкие шаровары или широкая расшитая рубаха. И всё это «украшено» пучком волос на бритой голове, именуемым «оселедец»... Всё это характерно именно для тюркских народов.
    Какой напрашивается вывод? Правильно – всё это выдаёт во многом азиатское происхождение украинского народа! А если быть точнее – тюркско-татарское.
    И это не удивительно. В древности кочевники из Дикого поля не только воевали, но и нередко мирно сосуществовали, и даже вступали со здешними славянами в семейные отношения. Вот из этой смеси тюрок и славян постепенно и рождался нынешний украинский народ.
    Вот что по этому поводу писал убитый свидомыми укропатриотами публицист и историк Олесь Бузина: "Многие элементы украинской народной культуры имеют степное, татарское происхождение. Они причудливо переплетались со славянским наследием Руси, порождая нечто абсолютно неожиданное. Скажем, всем известный танец гопак пришел от татарских кочевников. Точнее, от половцев, ставших частью татарского народа... Даже украинская мазанка – это не исконное славянское жилище, а ославяненная примитивная постройка половцев, становившихся на зимовье и имевших даже свои «города».
     
  2.  

  3. TopicStarter Overlay

    D. Kruz Прославленный

    Именно с приходом тюрок-золотоордынцев и появилось знаменитое запорожское казачество. Опять процитирую Олеся Бузину: «Тех подданных Чингисхана, которые не хотели подчиняться ему и бежали в отдалённые степи (в нынешнюю южную Украину), называли казаками. В переводе с тюркских языков „казак“ – „человек, который ОТДЕЛИЛСЯ от своего народа“, „изгнанник“, „разбойник“. В степях Украины встретились две волны разбойников, бежавших от властей, – одна из Золотой Орды и различных государств, возникших на её развалинах, а другая – из Московской Руси, Польши и Великого княжества Литовского. Кем были эти люди по самоидентичности и религии, до сих пор остаётся вопросом».
    Со временем эти казаки стали в основном православными — всё же христианская вера продолжала сохраняться на берегах Днепра. Но трагедия проживающего здесь народа заключалась в том, что эти земли однажды попали под власть католической Польши. Это наложило свой отпечаток на здешнее дворянство, которое во всех европейских странах служило основой национальной элиты страны. На Украине в этом плане произошла настоящая трагедия – дворянство приняло католичество и польские обычаи, оторвавшись от основной массы украинцев – крестьян, казаков, горожан, ремесленников.
    Такие известные польские роды, как Вишневецкие, Потоцкие, Радзивиллы, Сапеги происходили как раз от древнерусских княжеских фамилий, которые по разным причинам не захотели уходить во Владимирскую Русь. Это и предопределило их судьбу — русское дворянство на Украине, предав веру отцов и став составной частью польской элиты, превратилось в иностранных оккупантов, ненавидимых собственным народом.
    Яркий пример тому — живший в начале XVII века князь Иеремия Вишневецкий, чьи родители ещё были православными. Сам же Иеремия принял католичество. И не просто принял, а стал самым страшным врагом всего православного люда! На стороне Польши он, например, принял самое активное участие в так называемой Смоленской войне против Московской Руси (1633 и 1634 годы). В ходе кампании князь Иеремия ратной славы не снискал, зато ведомые им польские банды жестоко опустошали тыловые владения русского царя — князь прославился тем, что сжигал деревни вместе с людьми, приказывая «ни огня, ни железа врагу не жалеть».
    С не меньшей дикостью он воевал против запорожский казаков, поднявших во главе с Богданом Хмельницким восстание против Польши. Вишневецкий опять отличился крайней жестокостью и любовью к пыткам, за что прослыл «грозой казаков». Как писал историк Николай Костомаров, Вишневецкий сделался в Польше самым страшным ненавистником и гонителем всего русского. В качестве казней для повстанцев Вишневецкий придумывал самые изощрённые способы и наслаждался муками, совершаемыми перед его глазами, приговаривая: «Мучьте их так, чтобы чувствовали, что умирают»...
    Понятно, что ТАКОЕ, предавшее веру своих отцов дворянство по определению никак не могло стать национальной элитой! Потому это образовавшееся вакантное место поспешила занять другая сила – запорожское казачество. Но оно, в свою очередь, имеет главным образом тюркское происхождение, вообще никак не относясь к Древней Руси.
    Не удивительно поэтому, что историческая память нынешних украинцев не идёт дальше Дум про запорожских казаков, сформировавшихся на обломках татарской Золотой Орды не позднее XV столетия. Ведь всё, что было здесь раньше, оказалось напрочь стёрто и золотоордынским, и польским господством. Даже нынешний Киев – это вовсе не древнерусский, а во многом польско-литовский город, построенный в XVI-XVII веках...
    Словом, если и вести нынешним украинским властям родословную своего государства, то точно не от Древней Руси. Скорее — от Орды Чингисхана.
     
    Ворчун нравится это.

Поделиться этой страницей