Change background image

Смерть «героям», или о природе фашизма

Тема в разделе "Политический форум", создана пользователем Serginick, 11 май 2014.

  1. TopicStarter Overlay

    Serginick Только зашел

    За последние десятилетия наша интеллектуальная среда пережила волны реабилитации фашизма. Под фашизмом, уточню сразу, я имею в виду не конкретное политическое движение в Италии, созданное Муссолини, а весь спектр идейно близких ультраправых движений в Европе 1920-40-х годов, выступавших единым фронтом в единой коалиции в годы Второй Мировой Войны.

    Тут вместе и рядом и германский национал-социализм Гитлера, и фалангизм в Испании, и британский фашизм Мосли, и вишистский монархизм Морраса и многие другие течения.

    Консервативная мысль в России, начиная с 1990-х годов, проявляла к ним известный интерес - кого-то привлекал консервативно-революционный дух, кого-то бескомпромиссный национализм, кого-то - радикальная эстетика, кого-то противостояние как утомившему нас коммунизму, так и западным либеральным демократиям.

    Так или иначе, одно время неофашистская мода казалась почти мейнстримом. Всё, что ненавидел постсоветский человек в своем бытии, отождествлялось с тем, с чем боролись фашисты и, как результат, то тут то там можно было услышать о том, что Гитлер кое в чем был прав и если бы не нападение на СССР и не "эксцессы с евреями" это был бы, пожалуй, неплохой парень.

    Многим уже казалось непонятно то чувство экзистенциального ужаса и отвращения, которое испытывали к фашизму сражавшиеся с ним наши старшие поколения. Многие относили этот ужас за счет грамотной работы советской пропаганды, слепившей, якобы, из обычных германских захватчиков каких-то потусторонних монстров.

    Одесская Хатынь поставила жестокий и страшный эксперимент, показав нам лицо фашизма как оно есть. И выяснилось, что фашизм - и в самом деле вопрос не политики, а антропологии, что экзистенциальный разрыв действительно существует и проходит поверх идеологий. Возникшее чувство отвращения к содеянному объединяет и консерватора, и либерала, и националиста, и коммуниста, и атеиста, и христианина.

    И столь же пестра коалиция тех, кто поддерживает ту сторону - тех, кого не коробит от вида тел сожженных людей, кого не возмущают шуточки про "колорадский шашлык", кому не зазорно передавать ложь украинских пропагандистов о том, что "сепаратисты сами себя сожгли", называя её "объективной версией".

    Выбор "свой-чужой" делается не в сфере идеологии, а в исповедуемой философии жизни.

    Я постараюсь объяснить, что такое фашизм в той степени, в которой сам это понимаю. И может быть в одесской трагедии многое встанет на свои места.

    Человек - существо, остро переживающее свою неполноценность и стремящееся её устранить.

    Как отмечал великий русский философ Несмелов - всё наше существование задается противоречием между нашей физической природой - слабой, ограниченной и тленной и нашей духовной природой - безграничной, устремленной к знанию и могуществу.

    По христианскому учению, эта двойственность связана с нашим грехопадением: каждый человек ощущает в себе природу и силы первозданного Адама, но наша практическая жизнь - это ежеминутное подтверждение нашего ничтожества и слабости. Всё человеческое общество, вся человеческая культура, вся человеческая деятельность - это способы разными способами заполнить разрыв между нашим царским призванием и актуальным ничтожеством.

    Кто-то в молитве призывает божественное восполнение нашей немощи, кто-то надеется овладеть силами магии, кто-то создает хитроумные машины, расширяющие возможности человека, кто-то совершает подвиг, доказывая, что немощь плоти не накладывает оков на силы его духа.

    Сущность фашизма как философии жизни в том, что в ней один человек утверждает собственную онтологическую полноценность, полноту своего бытия, свой статус истинного человека за счет унижения, порабощения, уничтожения другого человека.

    "Я убиваю и я унижаю, следовательно, я существую". Я могу бессмысленно и бесцельно мучить другого, следовательно, я высшее существо и человек вполне. Гений Достоевского с его великим вопросом: "Тварь я дрожащая, или право имею?" - предугадал этот жизненный центр этой фашистской философии.

    Но ответ писателя в образе Раскольникова мог породить иллюзию, что практическое воплощение этого принципа невозможно, так как будет сокрушено силами человеческой совести.

    Нет смысла прибегать к передаваемой Раушнингом сомнительной цитате из Гитлера о "грязной химере именуемой совестью", чтобы признать, что сущность фашизма как социальной технологии состояла именно в снятии совести и прочих ограничителей стремления к господству, с тем, чтобы создать касту господ, возвышающуюся над кастой рабов, орден убийц, безжалостно утверждающий своё право смерти и страдания над убиваемыми.

    Здесь работают также инструменты коллективного сплачивания "господ" в противостоянии низшим - национального, классового, партийного.

    Здесь работает и специфический героический миф - фашистский культ героя очень развит. Однако он весьма специфичен, - это не культ героя нисходящего к людям, отирающего слезы, утоляющего боль, прикрывающего их своей грудью.

    Это культ героя с презрением к смерти и толпе идущего по голова и трупам, способного, не дрогнув ни жилкой, убивать и умирать.

    Характерно в этом смысле обращение фашизма к историческому образцу Древней Спарты.

    Спартанский опыт может быть прочитан двояко. Либо через образ Леонида и его 300 воинов (говорят сейчас в Славянске появился плакат "300 стрелковцев"), образ жертвы собой ради отечества, воспитания могучего воина, скованного самодисциплиной и одушевленного патриотическим духом.

    Но может быть спартанский опыт прочитан и через практику криптий, через жестокое господство над илотами, через тайные убийства и атмосферу безграничного террора и насилия. И тогда подготовка идеального воина оказывается нужной исключительно для того, чтобы порабощать, унижать и убивать.

    Между этими двумя гранями спартанского опыта - идеальный воин и идеальный господин-рабовладелец - большинство европейских народов выбрало первую. Фашизм выбрал вторую. Он привлекал и привлекает молодых людей героической риторикой, обещанием воспитать бескомпромиссность и силу духа, выработать из слабого слишком человека подлинного сверхчеловека.

    Однако высшим актом самореализации этого сверхчеловечества оказывается убийство беззащитного, безоружного и слабого, сопровождаемое истязаниями и издевательствами. Такое убийство ставится фашистом гораздо выше, чем убийство врага в честном бою.

    Победитель доказывает только то, что он - хороший воин. Каратель утверждает себя как господин.

    Именно эта антропология и философия жизни фашизма оттолкнули от него большинство здравомыслящих людей Европы и мира в годы Второй Мировой - ни национализм, ни империализм, ни милитаризм, ни сам по себе антисемитизм Гитлера не имели бы такого эффекта, не подняли бы такой волны отвращения и гнева, как садистская самоупоенность нацистских карателей.

    Именно ответ на вопрос, кто такой человек - существо страдающее и борющееся или же мучащее и подавляющее - разделил фашизм и антифашизм поверх идеологических барьеров.

    Сегодня на Украине мы видим возрождение фашизма в его антропологическом ядре. Мы видим субтильных юношей и девушек, ощутивших свой сверхчеловеческий статус, вдыхая запах сожженной плоти замученных ими в Одессе людей.

    Мы читаем их признания в гордости от содеянного. Мы слышим "Слава героям!", в котором четко проговаривается: "Слава безжалостным убийцам!". Мы слышим лжепремьера Украины, восславляющего карателей под Славянском сравнением с "героями УПА".

    Мы наблюдаем за классической фашистской манипуляцией - человека превращают в "колорада", жука, а жука несложно и раздавить - дегуманизация оппонента - классический фашистский прием.

    Наши кулаки сжимаются и мы говорим: "Никогда больше!". Никогда больше "сверхчеловек" не будет мучить человека. Никогда "герой" не будет наслаждаться мучениями жертвы. В нашей собственной суровости нет ни жестокости, ни стремления к чужим мучениям.

    Просто "герой" должен умереть, чтобы он перестал убивать других людей. Навсегда.

    P.S. Редко так случается, что жизнь почти немедленно подтверждает сделанные в философском тексте выводы. Но на этот раз случилось именно так. 9 мая нацгвардия, «Правый Сектор» и военные структуры олигарха Коломойского напали на Мариуполь, открыв огонь по выполняющей свой долг милиции (тем самым, кстати, полностью развеяв миф о «легитимности» насилия хунты). Но были с позором отбиты – мариупольцы с голыми руками бросались на БТР, милиционеры под гранатометным огнем прицельно били по террористам.

    И вот что по итогам первого боя карательного батальона «Днепр» пишет в фейсбуке прославившийся фразой «Давать мразям-сепаратистам любые обещания, а потом вешать» заместитель Коломойского Филатов:

    «Из наших убитых двое… Замкомбата и еще боец. Напали первыми, изподтишка… Местные мариупольские власти – подонки, кто будет облизывать любого диктатора… Подлое племя генетических рабов».

    Изумление самоназначенного господина, что те, кого он записал в генетические рабы, смеют ему не подчиняться, а вместо этого нападают (тут он, впрочем, лжет, напали как раз каратели, а мариупольцы отважно защищались).

    Филатов, безусловно, носитель образцового фашистского сознания. И тем характерней его ограничения – фашистам оказывается сразу очень неуютно, когда «рабы» вместо того, чтобы быть безгласными жертвами, дают отпор.
     
  2.  

  3. Almonach Прославленный Почетный форумчанин

    Послушай до конца, интересные вещи рассказывает:

     
  4. Станислава Оракул Почетный форумчанин

     
    Серега13 нравится это.
  5. harius Основа форума

    Маски сброшены окончательно. Если раньше на Украине включали майданутость высокого уровня, работали под хуторского дурачка, делали большие глаза и "на голубом глазу" заявляли "У нас фашизма нет!", то теперь, видимо, поступила другая вводная от Вашингтона.

    По всему видать, за океаном пошли ва-банк. Все послевоенное время - от 1945 года и дальше - было просто неприлично заявлять о понимании человеконенавистнических нацистких идей. Не говоря уже о любви к нацистской идеологии. Теперь вашингтонский обком дал отмашку.

    Накануне Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН принял резолюцию, призывающую страны принять более эффективные меры по борьбе с героизацией нацизма и другими формами расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости.

    За документ, представленный Россией, проголосовали 115 из 193 государств - членов ООН. После принятия в комитете документ будет направлен на утверждение пленарной сессии Генассамблеи, которое состоится уже в декабре. Однако этот шаг будет формальностью, учитывая, что в состав комитета входят все 193 страны-члена ООН.

    Еще 55 делегаций, в том числе страны Европейского союза, воздержались. С Евросоюзом последнее время бывает - такие мощные приступы избирательной памяти случаются, что хоть святых выноси...

    Но больше всего "отличились" три страны: США, Канада и примкнувший к ним "шакал Табаки" - Украина. Они проголосовали против данной резолюции. Гримаса истории: США и УССР являются одними из основателей ООН...

    Украинский дипломат Андрей Цымбалюк, объясняя решение своей страны проголосовать против резолюции, первым делом заявил об осуждении Киевом "нацизма, неонацизма или других насильственных тоталитарных идеологий". Однако дальше пошла траиционная отмазка: по словам представителя Киева, миллионы его соотечественников пали жертвами "еще одного тоталитарного режима - сталинизма". "До тех пор, пока сталинизм и неосталинизм не будут осуждаться в равной степени, как и нацизм, неонацизм и другие формы нетерпимости, Украина не сможет поддержать этот документ", - сказал дипломат. Жаль, Цымбалюк не посчитал, сколько "жертв сталинизма" с оружием в руках поддерживало гитлеровских нацистов, наверно, интересная цифра бы получилась.

    Тем временем, относительно Украины, США и Канады уже сформировалсь устойчивое определение - "нацистская тройка". Как представляется, это "погоняло" утвердится в политических новостях.

    Как сообщает ТАСС, выступая на заседании комитета, директор департамента МИД РФ по гуманитарному сотрудничеству и правам человека Анатолий Викторов указал, что одобрение резолюции - это долг Генассамблеи "не только перед теми, кто создавал ООН, но и перед будущими поколениями, которых отцы - основатели организации стремились навсегда избавить от ужасов войны".

    Российский дипломат выразил сожаление тем, что документ небыл принят консенсусом и вынесен на голосование, а также указал на усиление в последнее время тенденции по героизации нацизма. По его словам, "дни освобождения от нацизма объявляются днями траура, а тех, кто воевал против антигитлеровской коалиции или сотрудничал с нацистами, пытаются возвести в ранг национальных героев".

    "Немыслимо, что это происходит в Европе, которая сполна испытала на себе ужасы национал- социализма, - заявил дипломат. - Убеждены, что дело не в политкорректности, а в стремлении фальсифицировать историю". "Это откровенный цинизм и кощунство по отношению к тем, кто освободил мир от национал-социализма. Более того, это уголовно наказуемые деяния по смыслу статьи 4-й международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации",
     
    Серега13 нравится это.
  6. Серега13 Активист

    Эти шакалы признают героями тех то направлял самолеты 11сентебря на башни близнецы если им это будет выгодно ну а с украми и так все ясно не чести не совести нету такое гнилое стадо
     

Поделиться этой страницей