Change background image

Назад в СССР !!!

Тема в разделе "Новости России и Беларуси", создана пользователем Беларус, 23 июл 2016.

  1. TopicStarter Overlay

    Беларус Основа форума

    Все таки есть умные люди, которым не безразлично , как будут учиться и какое образование получат нынешнее поколение! [​IMG]
     
    D. Kruz, Almonach, Бонге и 8 другим нравится это.
  2.  

  3. TopicStarter Overlay

    Беларус Основа форума

    А ведь правильно написано, я сам сталкивался, когда 12 летний на вопрос кто такой Ленин - ответил , что он композитор.:D
     
    Верочка, BRIAN, Vic и ещё 1-му нравится это.
  4. Сашко1971 Пророк

    Ага. А Архимед - колдун из ,,Властелин колец". А окно в Европу прорубил Егор Гайдар.
     
    Vic нравится это.
  5. TopicStarter Overlay

    Беларус Основа форума

    Учебников в Беларуси хватает, но ученики их не понимают

    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !


    Дефицит школьных учебников, возникший в период перехода с 12-летнего на 11-летнее образование, белорусы пережили. Теперь самое время озаботиться качеством белорусских учебников.

    — Мы издали все, что было необходимо: 579 наименований учебников и учебных пособий, 172 наименования учебно-методических пособий. Мы освоили все бюджетные средства, — сказал на коллегии ведомства заместитель министра образования Казимир Фарино, особо отметив работу университетов, где созданы школы по написанию учебников.

    По данным министерства, общеобразовательные учреждения полностью обеспечены учебной литературой. Планируется, что издавать учебники и учебные пособия будут и для свободной продажи.

    Как сообщил Казимир Фарино, в Беларуси с 2008 года проводится конкурс на написание учебников. И все бы хорошо, да по некоторым конкурс не состоялся. Это означает, что не написана ни одна рукопись по тому или иному предмету. Или написана всего одна.

    — Из-за шумихи в СМИ авторы не хотят подвергаться критике и прессингу, — объясняет причину Казимир Фарино. — Вот, например, как произошло с программой для 6 класса по физике. Люди просто не разобрались, а все восприняли, как будто существует несостыковка в программе физики и математики. Вы же возьмите и посмотрите.

    Учебник физики с весьма интересными аномалиями
    Корреспондент «Завтра твоей страны» так и сделал: взял и посмотрел вместе с репетитором с большим стажем Евгением Ливянтом. Итак, «Учебник физики для 6-го класса».

    В этом учебнике детям задают вопрос: «Когда длина белорусской железной дороги больше — зимой или летом?» Правильный ответ — летом: мол, железо в жару расширяется.

    — Получается, — говорит Ливянт, — что летом Беларусь расширяется за счет соседних стран?! Ведь длина дороги — это не сумма длин отдельных рельсов.

    На стр. 97 обещают, что в курсе физике «в дальнейшем вы встретитесь с другими весьма интересными аномалиями (ненормальностями)».

    — В упражнении к шестому параграфу нужно было метры кубические делить на метры. Это называется действие со степенями. А по математике эту тему проходят в четвертой четверти. В параграфе 10 решается задача с использованием отрицательных степеней. Но ученики к этому времени не изучали даже отрицательные числа, не говоря уже о степенях.

    Учебники писать сложно
    Сложно писать учебники, говорит замминистра образования. С этим соглашается и Евгений Ливянт.

    — Когда я слышу вопрос — слабо самому написать, отвечаю, что слабо. Это огромный труд — писать учебники, тем более в одиночку, как это происходит теперь. Как это выглядит? Приходит человек с работы и пару часов в день пишет учебник? А писать учебники специалисты должны в рабочее время. Это как в науке: тысячи ученых занимаются изысканиями, а что-то полезное или выдающееся получается у единиц. И это нормально.

    Может, стоит профинансировать разработку трех-пяти учебников, а выбрать один, предлагает Министерству образования репетитор.

    — Все наши учебники проходят научную экспертизу, — говорит замминистра Фарино.

    Однако репетитор Ливянт считает, что рецензирование учебников должно быть делом нескольких ученых и учителей, работающих в школах разного уровня и в разных географических точках страны.

    Кстати, издание учебников — дело очень дорогостоящее. Переиздание с исправлениями и дополнениями — тем более. Гораздо правильнее было бы сначала провести апробацию учебника и его широкое (может быть, даже публичное) обсуждение, а потом уже печатать большие тиражи, рекомендуя для школ страны.

    Советские учебники были лучше?
    Ливянт не может согласиться с тем, что современные белорусские учебники можно назвать качественными.

    — Ценность учебника определяется в числе прочего тем, что он позволяет ученику самому разобраться в том или ином вопросе. Современные учебники как раз этого и не позволяют. Чтобы ребенок мог понять то, что написано и запомнить, с ним нужно заниматься. Сам он не может осилить учебники, — убежден репетитор.

    Учебники не появляются ниоткуда, они пишутся под программы. Другими словами, во многом будет правильно сказать: какие программы, такие и учебники. И те, и другие значительно сложнее советских программ, если сравнивать не классы, где учатся дети, а их возраст. К слову, сравнение вполне уместно — руководство Минобразования часто заявляет, что все лучшее из советской школы осталось в современном образовании.

    Вместе с тем Евгений Ливянт считает, что в советские времена учебники были лучше. Он предлагает посмотреть на звания тех, кто писал учебники, — профессора и академики.

    — За каждым из авторов был закреплен огромный коллектив. В период создания учебника они спорили относительно его содержания и формы еще до процесса рецензирования. Отмечу, что учебники создавались в рабочее время. Люди имели гарантированную и очень неплохую профессорскую зарплату. После утверждения был длительный срок апробации учебников в разных концах Советского Союза в различных школах русскоязычных и нерусскоязычных, — напоминает репетитор.

    Теперь же, подчеркивает собеседник, мы переняли практику выпечки «горячих пирожков» — в августе испекли, в сентябре подали. Учебники разрабатываются во внерабочее время, видимо, поэтому они напоминают не стройную систему, а обрывки — когда было время — тогда главу и написал. Ливянт убежден, что достойные книги так не рождаются.
     
    BRIAN нравится это.
  6. TopicStarter Overlay

    Беларус Основа форума

    В сфере образования нет площадки для обсуждения
    К сожалению, списать проблемы только на отсутствие средств для финансирования создания учебников тоже не получится. Все-таки фактом остается то, что в стране отсутствуют площадки, где бы профессионалы обсуждали вопросы с чиновниками. Сегодня для того, чтобы обсудить узкопрофессиональные вопросы неравнодушным работникам образования приходится обращаться в республиканские газеты или на телевидение. Это единственный способ заявить свою позицию так, чтобы ее хотя бы заметили.

    Ливянт выступает за дискуссию профессионалов в специализированных вопросах и заявляет о своей готовности участвовать в ней. По его мнению, каждый имеет право на ошибку, но эти ошибки необходимо исправлять, а не отбиваться от тех, кто их замечает.

    Несуразности
    Вот лишь несколько несуразностей в учебниках для 6 класса, которые обнаружил Евгений Ливянт.

    Учебник по всемирной истории
    — Это в моем понимании тезисы для научной конференции, — признается специалист. — Сложные выводы, десятки имен царей и королей, их детей, внуков, правнуков из Чехии, Франции, России и других стран. Обратите внимание, что границы государств изменились. Это означает, дети изучают события в одной стране и не соотносят с современным государством. Мы с дочерью, например, название провинций Франции учили по песне из фильма «Три мушкетера».

    В результате для школьников Александр Невский — что китайский император. Что говорить, когда татаро-монгольское нашествие и Ледовое побоище изучаются в одном параграфе, а Александр Невский упоминается в учебнике ОДИН раз.

    Зато из учебника я узнал про владельцев бенефициев, про войну Реконкиста и про «Каролингское возрождение».

    Учебник по биологии
    — С биологией в 6-м классе помочь ребенку в принципе нельзя, — считает Евгений Ливянт. — На страницах 20-21 я обнаружил: цитоплазматическую мембрану, цитоплазму, органоиды, пластиды, хлоропласты, хлорофилл, молекулы, вакуоли, хромосомы, ядро, ядерную оболочку, межклеточное вещество.

    Учебник по географии
    — Тема «азимут» начинается уже в четвертом параграфе с рисунка, на котором обозначены углы – от 0 до 360. Дети к этому возрасту знают углы, не больше, чем 180 градусов, да и знают они, что угол – это часть плоскости, ограниченная лучами, выходящими из одной точки. А тут — голая абстракция! – возмущается Евгений Ливянт. — Как объяснить ребенку угол как некое направление? И потом решать задачи: человек из точки А прошел 30 шагов по азимуту 60, затем 50 шагов по азимуту 270. А как объяснить ребенку, что 0 и 360 — это один и тот же азимут? Учителю математики, чтобы этому научить школьников, нужно несколько уроков в 9 классе. А в географии 6-го класса эти понятия вводятся как бы между прочим, с добавлением темы «масштаб» (в математике эта тема изучается гораздо позже (третья четверть).

    Виктор Листопадов,
     
  7. TopicStarter Overlay

    Беларус Основа форума

    А вот история новой Украины!
    История Украины, версия 2015. Хоть плачь, хоть смейся
    13:5607.05.2015
    369444371362
    [​IMG]

    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !


    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !


    Новая учебная программа по истории Украины в школах наверняка будет идти трудно. Ведь читая учебник, школьники как минимум не должны хохотать: не способствует это усвоению материала.
    Автор Ника Филимонова

    Украинских подростков ждет "исторический шок". Министерство образования готовит новые учебные программы по истории на следующий год. Уже известно, что они будут полны сюрпризов.

    На изучение раздела "Украинское государство в XX-XXI веках" чиновники отвели школьникам семь часов. Галопом по Европам: голодомор, украинизация и кое-что еще. Главы о Великой Отечественной войне в учебниках не будет. Незачем детям лишнее знать. Вместо этого ребята будут проходить тему "Борцы за независимость Украины", в число которых включены — кто бы сомневался — и бандеровцы в лице Украинской повстанческой армии.



    И, конечно же, одной из главных тем для изучения станет история госпереворота 2013-2014 годов. На Украине эти события именуются "Революцией достоинства". Теперь о "Революціи Гідності" в ее идейно правильной трактовке расскажут местным школьникам. А также о "российской агрессии". Как скромно полагают авторы новой программы, борьба против России стала центральным событием новейшей истории "не только Украины, а всей Европы и целого мира". Не больше, не меньше.

    Из других ноу-хау киевских историков: Древней Руси больше нет, а есть "Русь-Украина". Как открыл недавно Петр Порошенко, именно это неизвестное доселе "средневековое европейское государство" основал князь Владимир Красно Солнышко. О чем сам князь, правда, не догадывался. Поскольку даже сам термин "Украина" появился через много веков после его правления.

    Нынешних правителей Киева такие исторические нестыковки нимало не смущают. Хотя все эти несуразицы заново написанной истории Украины заметит даже ребенок. Поэтому включение их в школьную программу будет вообще-то рискованным шагом. Ведь читая учебник, школьники как минимум не должны хохотать: не способствует это усвоению материала.



    РИА Новости

    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !

     
    Vic и Долли нравится это.
  8. Александр Ку Легендарный Почетный форумчанин

    Ну базара нет , в СССР очень хорошее образование было .
     
    D. Kruz, Бонге, BRIAN и 3 другим нравится это.
  9. GRIBOLOV Основа форума

    Кто то даже на западе говорил что лучшее в мире образование было как раз в СССР ибо образование было разностороннее а не заточено под одну специальность ,горжусь что при СССР жил и учился!!!
     
    Александр Ку, BRIAN, Vic и 2 другим нравится это.
  10. TopicStarter Overlay

    Беларус Основа форума

    В этом году педагоги Казахстана впервые получили возможность выбирать, по каким учебникам учить детей
    Автор: Полина Шиманская
    02.09.2009
    Есть альтернатива! В этом году педагоги Казахстана впервые получили возможность выбирать, по каким учебникам учить детей. Формально право выбора было предоставлено школам еще пять лет назад, но на практике государственный тендер на печать учебников все эти годы выигрывало только издательство «Ата-Мура». Теперь у него появились конкуренты. Выбирать учебники без ошибок теперь может каждый казахстанский учитель. Тендеры на печать школьных книг больше не проводятся. Теперь выпускать их может любое издательство. Главное – соответствовать стандартам Минобразования. Элеонора Баталова, председатель Совета директоров издательства: - Раньше приезжали зарубежные издатели и не могли понять, почему у вас учебники одного издательства. Мы объясняли, что Министерство образования проводило тендер, выбирало из пяти одно. Что душой-то кривить, все мы знали, кто выиграет.Теперь забота о распространении ложится на плечи самих издателей. А учителя говорят, что будут выбирать в книжных магазинах недорогие и грамотные учебники. Надеются, что ошибок типа: дракон - это птица, а Африка - «чернокожая страна», больше не будет. Но до сих пор педагоги сталкиваются с безграмотными пособиями. Елена Ожго, эксперт по образованию фонда «Социальная динамика»:- Все материалы учитель вынужден пересортировывать, пересматривать несколько учебников, искать дополнительные ресурсы, чтоб детей учить. Впрочем, чиновники от образования считают, что неграмотные тексты - это нормально, ведь выпускали их в Казахстане всего 13 лет, и этого времени было явно мало, чтобы исправить все нелепости. А отсутствие альтернативы, как выяснилось сегодня, это такой способ воспитать патриотизм.Саида Токеева, главный специалист управления образования г.Алматы: - Мы должны были в сознании людей утверждать, что у нас свои учебники, чтобы уже их приняли в школах, должно было быть только одно издание.Впрочем, ни для кого из родителей не секрет, что все эти годы многие учителя предпочитали российские пособия. Учебники издательства «Ата-Мура» использовались лишь во время министерских проверок. Теперь, надеются преподаватели, качественный отечественный продукт вытеснит с прилавков иностранные пособия.
     
    SakenBAi и BRIAN нравится это.
  11. TopicStarter Overlay

    Беларус Основа форума

    Латвия: как пишут учебники истории
    • 6 ноября 2013

    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !


    Написание единого учебника истории в России вызывает множество споров: спорят о том, нужен ли такой учебник, и как писать его, когда общество расколото в отношении собственного прошлого. Новый проект Русской службы Би-би-си - о том, что происходит в сфере преподавания истории в бывших советских республиках, о чем там дискутирует профессиональное сообщество историков, как государство проводит свою политику в отношении прошлого.

    Какие новые памятные даты появились в постсоветских республиках – с момента обретения ими независимости, что современные школьники знают о советском периоде истории их страны, какова мера успеха политики памяти и можно ли достичь окончательного консенсуса в отношении прошлого – все это на страницах bbcrussian.com.

    О том, что происходит в Латвии, - материал Оксаны Антоненко.

    "Неграждане" латвийского государства
    [​IMG]
    Image captionМузей оккупации Латвии был открыт в Риге в 1993-м году
    Латвийские учебники составляются согласно стандартам образования и указаниям правительства. Существует определенный круг тем, которые должны быть обязательно представлены в пособиях. Однако единой интерпретации исторических событий, которая должна была бы быть включена в учебники по истории, не существует.
    Единственной политической линией, которую исследователи признают обязательной, является концепция "континуитета государства", согласно которой сохраняется правопреемственность всех государств, существовавших на территории современной Латвии.

    Согласно этой концепции латвийское государство было основано в 1918-м году, в 1940-м году оно было незаконно включено в состав СССР, а в 1991-м году была восстановлена независимость.

    Из этой доктрины следует, что территория Латвия была оккупирована, поэтому после восстановления независимости государство имеет право само определять круг своих граждан. В результате этого в Латвии появилось огромное количество "неграждан" (около 300 000 человек, подавляющее большинство - русскоязычные). Латвийское гражданство этим людям не было предоставлено по причине отсутствия предков, проживавших на территории Латвии до включения страны в состав СССР.

    Относительно этого момента в латвийском обществе единогласия нет: не все жители Латвии считают события 1940-го года оккупацией, не все признают справедливость и законность существования института "неграждан".

    Определенные моменты латвийской истории вызывают неоднозначную реакцию общества, однако авторы учебников и исследователи полагают, что преподносят школьником факты и мнения разных сторон, а выводы предлагается делать ученикам.

    Однако отбор фактов остается в ведении авторов учебников.

    К примеру, в отношении солдат Латышского легиона СС говорится о принудительной мобилизации, а также уверенности солдат в том, что они сражались за освобождение Латвии от СССР, а не за интересы Германии. Исследователи также отмечают, что в начале 90-х некоторые авторы латвийских учебников высказывались в духе героизации солдат Латышского легиона СС.

    Неоднозначным моментом можно назвать реакцию общества на включение Латвии в состав СССР. В учебниках преобладает мнение о том, что абсолютное большинство жителей страны сопротивлялись советской власти как в 1940 году, так и на протяжении всего времени пребывания Латвии в составе СССР. Эта точка зрения поддерживается не всеми.

    Дорогие учебники
    По словам экспертов, одной из основных проблем латвийского рынка учебников является практически полное отсутствие этого рынка. Ввиду небольших масштабов государства (около 2 млн человек) потенциальный круг покупателей крайне мал, издательствам сложно конкурировать.

    Издание школьных книг происходит на коммерческой основе, стоимость одного учебника составляет около 10 евро, при этом минимальная зарплата в стране составляет около 300 евро до выплаты налогов. Государство со своей стороны выделяет школам средства на закупку новых книг, но еще несколько лет назад это были примерно 3 евро на ребенка. Под влиянием дискуссий в обществе эта сумма начала расти.

    Кроме того, проблемой для издателей являются нестабильные требования к учебной литературе: еще несколько лет назад учебники должны были идти в комплекте с рабочими тетрадями, сегодня – уже нет.

    Кроме того, авторы учебников отмечают отсутствие устойчивых контактов между исследователями, школами и авторами учебных пособий. Сферы школьного преподавания истории и новых исследований в области исторических дисциплин существуют параллельно друг другу. По этой причине новые исследования редко попадают на страницы учебников, а предоставление ученикам дополнительной информации зачастую зависит исключительно от энтузиазма учителя.

    От "красных стрелков" - к оккупации
    [​IMG]
    Image captionПамятник латышским стрелкам - перед зданием музея
    Музей оккупации Латвии был открыт в 1993-м году музейным фондом, основанным одиннадцатью частными лицами. Экспозиция расположилась в здании бывшего Музея латышских "красных стрелков".

    В советский период в этом здании рассказывали о революционном движении латышских "красных стрелков", показывали их личные вещи и служебные документы.

    Сегодня Музей оккупации Латвии включает экспозиции, посвященные трем периодам: первая советская оккупация (1940 – 1941 год), национал-социалистическая немецкая оккупация (1941–1944/45) и вторая советская оккупация (1944/45–1991).

    Напротив здания музея находится памятник латышским стрелкам, который в советский период назывался памятником латышским "красным стрелкам".

    Труд, социализм и равноправие
    Михаил, 15 лет:

    [​IMG]
    "Взгляд учебника на происходящие в СССР события, на мой взгляд, несколько предвзят. В подробностях были описаны события и последствия Первой мировой войны. Именно они способствовали успеху большевиков, популярности их идеи и непопулярности монархического правительства.

    Временные правительства соперничали, в итоге победу одержало советское правительство. Больше про СССР мы пока ничего не говорили. Однако события Второй мировой войны, военная история - это как раз то, что мы больше всего сейчас затрагиваем".

    Игорь, 15 лет:

    [​IMG]
    "Мы проходили СССР, "холодную войну". Большое внимание уделялось развалу СССР, когда во многих странах, в том числе Балтии, началась независимость. Как я помню, развал был обусловлен общим политическим кризисом в СССР, когда часть восточно-европейских стран начали смотреть на Запад, на демократию, на капитализм. Тем самым начали возникать какие-то бунты.

    Нам рассказывалось, что в 1939-м году СССР начал оккупацию нашей страны (Латвии). Там был подписан договор о том, что СССР может разместить в Латвии военные базы, а после этого войска захватили правительство. Тем самым присоединили Латвию к СССР. Латыши пишут о том, что это была оккупация, потом фашисты нас освободили. На самом деле, это неправда, так как люди в Латвии хотели в СССР, они боялись, что назревает война и надо выбирать какую-то сторону".

    Хелена, 14 лет:

    [​IMG]
    "Поскольку учебный год только начался, подробно СССР мы пока не изучали. Но в книге есть много тем, которые касаются СССР: формирование, плюсы и минусы, значение и развал. В книге написано, что Союзом Советских Социалистических республик в разные периоды времени управляли пять генеральных секретарей: Владимир Ульянов (Ленин), который был первым, Иосиф Сталин, который по национальности был грузином, Никита Хрущев, Леонид Брежнев и Михаил Горбачев, который был последним руководителем СССР.

    Знаю, что в СССР акцент ставился на образование, труд, социализм и равноправие граждан. Латвия много лет была в составе СССР, за это время было сделано много открытий, но в то же время многие жители Латвии чувствовали себя ущемленными".

    Егор, 6-й класс:

    [​IMG]
    "СССР основали большевики, сделав переворот против Временного правительства в Петрограде. Это время выпало на неудачный момент, так как шла Первая мировая война. СССР участвовал во Второй мировой войне. Он подписал капитуляцию Германии 9 мая. СССР оккупировал Латвию в 1940 году, когда шла Вторая мировая война, потом Латвию оккупировали немцы, потом снова СССР.

    Но мне кажется, что это не была оккупация, так как, как мне кажется, при немцах было бы хуже. Знаю, что СССР распался при Горбачеве в 1991-м году."
     
  12. Сашко1971 Пророк

    [​IMG]
     
  13. TopicStarter Overlay

    Беларус Основа форума

    Литва: как пишут учебники истории
    • 6 ноября 2013

    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !


    Написание единого учебника истории в России вызывает множество споров: спорят о том, нужен ли такой учебник, и как писать его, когда общество расколото в отношении собственного прошлого. Новый проект Русской службы Би-би-си - о том, что происходит в сфере преподавания истории в бывших советских республиках, о чем там дискутирует профессиональное сообщество историков, как государство проводит свою политику в отношении прошлого.

    Какие новые памятные даты появились в постсоветских республиках – с момента обретения ими независимости, что современные школьники знают о советском периоде истории их страны, какова мера успеха политики памяти и можно ли достичь окончательного консенсуса в отношении прошлого – все это на страницах bbcrussian. com.

    О том, что происходит в Литве, - материал Аушры Радзявичюте.

    Литва на карте мира
    После 1990-го года в Литве были написаны новые учебники по истории: основные изменения затронули содержание и интерпретацию фактов, связанных с событиями 1940-го года, когда страна была насильно включена в состав Советского Союза, с эпохой правления Сталина и в целом – советскими временами.

    [​IMG]
    Image captionБывшее здание КГБ в Вильнюсе теперь музей памяти жертв геноцида
    Еще в 1989-м году была разработана концепция перехода от линейного обучения курса истории к так называемым "концентрам". Курс всей истории изучают три раза на протяжении школьного обучения, но каждый раз все шире и глубже.

    В первые годы независимости министерство просвещения очень много внимания уделяло программам обучения истории в школах, были созданы специальные экспертные комиссии, которые проверяли каждый учебник.

    В настоящее время министерство в вопросе издания новых учебников истории не играет практически никакой роли: лишь выделает деньги на их приобретение.

    Все образовательные программы декларируют, что история Литвы является частью истории Европы и мира, указывает Эвалдас Баконис, автор девяти учебников по истории: "В школах практически не осталось отдельных курсов истории Литвы. Это означает, что акцент ставится на широкий контекст. Есть и другая крайность: история мира нередко представляется как придаток к истории Литвы".

    Регулярно поднимается вопрос, не стоит ли историю Литвы выделить в отдельную дисциплину, написать отдельные учебники и обучать ей по линейному принципу — с древних времен до современности.

    О чем спорят в Литве: партизаны и Холокост
    Историк и журналист Виргиниюс Савукинас выделяет несколько основных тем, по которым регулярно возникают дискуссии.

    Это оценка некоторых моментов истории Литвы с 1918 по 1939 гг., движение сопротивления после Второй мировой войны, времена советской оккупации [

    Чтобы увидеть ссылку зарегистрируйтесь ! или авторизуйтесь на Форуме !

    ], литовско - польские отношения.

    "[Сейчас] никто не спорит, что 12 июля 1920 года Литва заключила договор о мире с Советской Россией. Однако имеют место дискуссии, каким образом нужно расценивать этот факт. Можно ли полагать, что заключив данный договор, Литва стала союзником коммунистической России? Второй вопрос : кто и почему является инициатором дискуссий. И здесь мы увидим, что голоса специалистов не самые громкие. Чаще всего какое - некое заинтересованное лицо или даже организация берет одну - другую деталь из общего контекста, добавляет красок и выносит на всеобщее обсуждение", - рассуждает о характере дискуссий Эвалдас Баконис.

    По словам Бакониса, регулярно звучат упреки в адрес авторов учебника о том, как описывается в пособиях послевоенное партизанское движение, в частности, что говорится о его невинных жертвах – с чем согласны не все.

    Другой острый вопрос – роль литовского населения в Холокосте. Ряд публичных деятелей и организаций недовольны тем, что в учебниках приведены возможные причины того, почему местное население приняло непосредственное участие в этих событиях. Другие выступают против того, что участию в массовых убийствах уделено много внимания, в то время как почти не упоминается то, что были литовцы, которые спасали евреев.

    "В общем, наибольшее количество дискуссий возникает по темам, связанным с конфликтными ситуациями "мы - они" - завоевания, сопротивление и т. д. Напряжение возникает, потому что современные историки не берутся только светлыми красками рисовать "нашу" деятельность и не пытаются темными красками обьяснять "их" деятельность. Тем временем много "потребителей истории" надеются, что мы обязаны себя возвышать, а другую сторону принижать", - говорит Баконис.

    Репрессии: личная история
    Разговор с тремя ученицами девятых классов разных вильнюсских учебных заведений показал, что историю в школах преподают по-разному.

    Я только знаю по книжкам, что были колхозы, что на прилавках магазинов не хватало товаров, что на улицах продавали вкусную газировку и что мороженное было дешевым
    Вакаре Будрите, <br> ученица вильнюсской гимназии
    Бите Кайкарите рассказала, что по советскому периоду они пока что проходили только основные даты и цифры: "Я знаю, что Литва была оккупирована дважды: 15 июня 1940 года и в 1944 году. Между этим Литву оккупировала Германия. Мы также проходили массовые ссылки: в Сибирь и Казахстан было выслано безумно много людей из Литвы".

    Также, по ее словам, тему ссылок и репрессий их класс обсуждал в рамках изучения основ гражданского общества: каждый ученик должен был поделиться личными историями своей семьи, как их затронули репрессии, что о тех временах говорят дедушки, бабушки и родители.

    В свою очередь Ругиле Баусите, ученица девятого класса вильнюсского лицея, может порассуждать о более широком контексте исторических событий. Советский период для нее начинается с подписания пакта Риббентропа — Молотова, когда Германия и Советский Союз поделили зоны влияния в Средней и Восточной Европе.

    "В 1940 г. СССР оккупировал Литву, но вскоре началась война между Советским Союзом и Германией, так что Литву заняли немцы. Начался геноцид евреев, проживавших в Литве. После войны Литву опять оккупировал СССР. Из учебников по истории еще знаю о ссылках в Сибирь, то, что в советские времена происходила русификация Литвы", - говорит Ругиле. Девятиклассница еще вспомнила, что в школе проходили коллективизацию, но она толком ничего про это так и не поняла.

    Вакаре Будрите, ученица вильнюсской гимназии имени Шолом-Алейхема, призналась, что на уроках истории о советском периоде они еще не учили ничего. "Я только знаю по книжкам, что были колхозы, что на прилавках магазинов не хватало товаров, что на улицах продавали вкусную газировку и что мороженое было дешевым", - делится своими знаниями о советском времени Вакаре.

    Музей за колючей проволокой
    [​IMG]
    Image captionВ память о событиях января 1991-го года в центре Вильнюса сохранены остатки баррикад
    За годы, прошедшие с обретения независимости, в Литве появились пять новых памятных дней.

    13-го января отмечается День защитников свободы – в память о событиях 1991 года, когда в результате штурма телецентра в Вильнюсе погибли 15 человек и сотни получили ранения.

    14–е июня объявлено Днем траура и надежды. С этой датой связывают начало массовых ссылок в Сибирь в 1940-м году. Следующий день – 15-е июня – в Литве называют Днем оккупации и геноцида. 23-го августа – каждую годовщину подписания акта Молотова-Риббентропа, согласно которому Литва осталась в сфере влияния СССР - отмечается День черной ленты. 23-е сентября вспоминают об уничтожении вильнюсского гетто в 1943 году.

    Кроме того, в стране был открыт музей геноцида евреев, а в бывшем здании КГБ — музей памяти жертв геноцида, на внешних стенах здания написаны имена людей, погибших в подвалах здания КГБ. Увековечены места на железнодорожных вокзалах, где начинались массовые ссылки в Сибирь.

    В Грутасе, на востоке Литвы, открыт "музей под открытым небом", связанный с советским периодом: там хранятся памятники и скульптурные композиции, которые были убраны с улиц литовских городов после 1991-го года. На территории музея построен дом культуры, типичная советская библиотека, магазин, вся территория при этом окружена колючей проволокой.
     

Поделиться этой страницей